МБОУ «Балахтинская средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза Ф.Л. Каткова»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балахтинская средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза Ф.Л. Каткова»

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Календарь публикаций

Август 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

«Не профессия выбирает человека,
а человек профессию».

Сократ
На протяжении многих лет профориентационное направление воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях носило формальный характер: в классы пригашали представителей различных профессий, обучающихся водили на экскурсии в организации и на предприятия, проводили тематические классные часы. Но такие формы работы фронтальны и не ориентированы на каждого ребенка. Молниеносно меняющееся современное общество требует другого, а именно индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
На сегодняшний день в МБОУ «Балахинская СШ №1 им. Героя Советского Союза Ф.Л. Каткова» разработана целая система, позволяющая не только выявить профессиональную направленность каждого обучающегося, но и предложить ребятам «погрузиться» в спектр самых разнообразных профессий. На протяжении нескольких лет в школе реализуются такие проекты, как курс «Через предмет в профессию», «Правовой класс», «Класс правоохранительной направленности». Кроме того, в августе 2019 года стартовал федеральный проект «Билет в будущее».
Программа курса «Через предмет в профессию» была разработана совместно с педагогическим коллективом Балахтинского аграрного техникума. Изначально перед педагогами стояла лишь одна цель – привлечь обучающихся 8-9 классов к профессиям, которые востребованы в Балатинском районе: тракторист, электрик, ветеринарный фельдшер. Но такая цель носила сугубо односторонний характер и не отвечала запросам ни педагогического коллектива школы, ни самих обучающихся и их родителей. Ведь ресурсы, имеющиеся в техникуме в лице его преподавателей узкого профиля, а также наличие оборудования, позволяющего максимально «глубоко погрузиться» в различные предметы школьной программы. В 2018 году программа курса была пересмотрена и обучающиеся 8-9 классов получили возможность не только познакомиться со специальностями, которым можно обучиться в техникуме, но на углубленном уровне изучить самые трудные разделы биологии, физики и химии. В мае 2019 года учителя школы и преподаватели техникума провели организационное совещание, где вновь пересмотрели содержание курса. Кроме традиционных предметов, педагогами было принято решение внести в содержание программы такие предметы, как географию (в рамках новой специальности «эхтиолог-рыбовод»), а также экономику, так как в школе для изучения данного раздела в рамках обществознания в программе выделяется недостаточно часов для детального и глубокого понимания. В 2019-2020 учебном году обучающиеся 8-х классов получили возможность пройти этот курс. Наблюдения и анализ результатов обучения ребят показали, что курс действительно получился практико-ориентированным. В рамках модуля «География» ученики познакомились с основами рыбоводства, через работу с картой мира изучили зоны промыслового лова рыбы, повторили основы зоологии. В рамках модуля «Экономика» обучающиеся смогли на практике познакомиться со спецификой составления личного и семейного бюджетов, изучили базовые законы рекламного бизнеса. В ходе обучения на модуле «Физика» как парни, так и девушки смогли «с нуля» собрать последовательную и параллельную электрические цепи. В рамках курса «Биология» ребята в лабораторных условиях изучали особенности производства и хранения продуктов питания. Опрос показал, что абсолютное большинство обучающихся (78 %) удовлетворены процессом обучения, а также его результатами. Возможно, данный курс не определил будущее данных обучающихся, но он вызвал интерес не только к предметам школьного курса, но как минимум вызвал любопытство к тем специальностям, к которым удалось частично прикоснуться в рамках курса «Через предмет в профессию».
Другой направленностью профориентационной работы в школе является реализация проектов «Правовой класс» и «Класс правоохранительной направленности». Для организации продуктивной работы была синхронизирована работа всех правоохранительных органов Балахтинского района. Для обучения в данных проектах обучающиеся приглашаются ежегодно, исключительно на добровольной основе. Целью программы «Класса правоохранительной направленности» является не только знакомство обучающихся с профессией полицейского, но практикоориентиванное изучение целого ряда тем из школьного курса обществознания: «административная ответственность», «уголовная ответственность», «Правонарушение», «Преступление и его состав» и другие. В рамках программы слушатели класса не только изучают содержание курса, но принимают участие в муниципальных и региональных мероприятиях профоринтационной направленности, участвуют в профилактических акциях, а также непосредственно готовятся к поступлению в профильные учебные заведения. Численность слушателей класса постоянно растет: в 2017-2018 учебном году – 8 человек; в 2018-2019 году – 12, в 2019-2020 году – 17.
Целью проекта «Правовой класс» является привлечение обучающихся 9-11 классов к профессии юриста. Курирует проект Председатель Балахтинского районного суда Дергаленко Артем Викторович. К реализации проекта он регулярно привлекает не только своих коллег, но и нотариуса, сотрудников Следственного комитета, полицейских.
В августе 2019 года в МБОУ «Балахтинской СШ №1 им. Героя Советского Союза Ф.Л. Каткова» стартовал проект «Билет в будущее». Его особенностью является индивидуальная профориентационная работа с каждым ребенком, зарегистрирующимся на онлайн-платформе. Первый этап работы прошел в сентябре-октябре 2019 года, в рамках которого 50 обучающихся, согласившихся принять участие, прошли онлайн-тестирование. Однако не все ребята смогли пройти через все четыре этапа данного испытания, только 26 обучающихся. Основной причиной такого результата является отсутствие должной мотивации, как у самих участников, так и у их родителей, а также предварительно не был преодолен информационный барьер. Для того, чтобы исправить данную ситуацию уже в  апреле-мае 2020 года будет проведена большая информационная работа с обучающимися 6-11 классов и их родителями. В рамках второго практического этапа обучающиеся, прошедшие все этапы тестирования, приняли участие в двух мероприятиях: онлайн-вебинаре, а также посетили профоринтационный фестиваль в г. Красноярске. Итогом проекта явился индивидуальный маршрут, разработанный для каждого участника проекта.
Нельзя не указать на то, что опыт последних нескольких лет ярко выявляет следующие дефициты: кроме правоохранительных органов, ни одно предприятие или организация п. Балахта не заинтересованы в привлечении молодого поколения; также значительная доля обучающихся и их  родителей не имеют достаточного уровня мотивации к профессиональной ориентации. Решение данных проблем, а также дальнейшая реализация уже начатых проектов являются первостепенной задачей профессиональной направленности воспитательной работы в ближайшие годы.
Список литературы
1. Профориентационная работа: описание опыта работы / под общ. ред. Б.Б. Дамбаевой, С.З. Кимовой, И.Н. Крицкой. – Чита : ИРО Забайкальского края, 2017. – 127 с.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р).
3. Дополнительное образование детей. /https://vestnik.edu.ru/main-topic/dopolnitelnoe-obrazovanie-detei

23 января 2020


Прикреплённые файлы:

662340 Красноярский край, Балахтинский район, п.Балахта, ул.Сурикова 14| email: bsch1@yandex.ru| Телефон: 8(39148)21-5-92

Copyright © 2016. All Rights Reserved.