МБОУ «Балахтинская средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза Ф.Л. Каткова»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балахтинская средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза Ф.Л. Каткова»

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Календарь публикаций

« Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Управление качеством образования через формирование у обучающихся функциональной грамотности
На сегодняшний день функциональная грамотность является одной из важных способностей, определяющих подготовку обучающихся к жизни в современном мире, так как функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
По результатам внешних мониторинговых процедур: краевых диагностических работ по читательской грамотности, естественно-научной грамотности стало очевидным, что обучающиеся испытывают трудности в решении практических задач. Это явилось следствием того, что педагоги чаще применяют традиционные подходы в обучении. Поэтому возникла необходимость управленческих решений по повышению качества результатов прохождения внешних мониторинговых процедур. Для этого были поставлены следующие задачи:
1. Обеспечить методическое сопровождение педагогов в овладении ими методами формирования функциональной грамотности;
2. Обеспечить применение педагогами в урочной и внеурочной деятельности дидактических материалов, направленных на формирование функциональной грамотности у обучающихся;
3. Проведение диагностических работ.
Для решения первой задачи были созданы рабочие группы по решению задач «Формирования функциональной грамотности», разработана серия семинаров, на которых сначала изучались теоретические подходы к оценке и формированию функциональной грамотности. Педагоги принимали участие в вебинарах, проходили курсы повышения квалификации по овладению методиками формирования функциональной грамотности. Затем был организован выход на практику: педагоги разработали дидактический материал, направленный на формирование функциональных компетентностей. После педагоги представили свои наработки на семинарах, мастер-классах, открытых уроках педагогам школы и района, получив на Дне открытых дверей внешнюю экспертизу. Кроме того, приняли участие в  третьих муниципальных педагогических чтениях «Балахтинское образование: Педагогический поиск».
С обучающимися были проведены диагностические работы, соответствующие формату КДР. Анализ данных работ показал увеличение количества обучающихся, справившихся с решением практических задач.
В результате проделанной работы были оформлены дидактические материалы, формирующие функциональную грамотность:
— технологические карты уроков;
— разработки заданий по разным предметам;
— доклады «Эффективные приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы», «Формирование естественно научной грамотности на уроках химии», «Формирование читательской грамотности на уроках физики»;
— программа учебного курса «Математика вокруг нас», направленная на формирование математической грамотности.
Формирование читательской грамотности на уроках физики
На уроках физики обучающиеся так или иначе принимают участие в процессах передачи, представления, обработки, хранения и использования полученной информации. По моему мнению, физика претендует на дисциплину, формирующую и развивающую общеучебные навыки по работе с информацией. Приведу цитату: «Когда ученик преобразует, видоизменяет учебный материал, он тем самым присваивает его», то есть «учим детей мыслить критически». Процессы шифрования и преобразования информации – это активная не только индивидуальная, но и групповая работа обучающихся, в итоге позволяющая сформировать те самые метапредметные и предметные умения и навыки, развивающие познавательные интересы личности. Также стоит отметить, что в КИМах ГИА по физике в 9 классе с 2020 года присутствуют задания по работе с тексами физического содержания, в которых необходимо уметь интерпретировать информацию физического содержания, отвечать на вопросы с использованием явно и неявно заданной информации, преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую, применять информацию из текста при решении учебнопознавательных и учебнопрактических задач. В связи с этим я в своей работе использую следующие приемы стратегий смыслового чтения: «Работа с вопросником», «Уголки», «Восстанови текст», «Сравнение определений».
Приём «Работа с вопросником»
Цель: развить умение самостоятельной работы с текстом, выискивать ответы на поставленные вопросы, определять из текста или придумывать подзаголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.
Схема выполнения приема:
Обучающимся предлагается несколько вопросов к тексту, ответы на которые они должны найти. При этом вопросы и ответы даются не только в прямом виде, но и в косвенном, требующем анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска, учащиеся обсуждают в парах ответы, уточняют их, обсуждают в классе.
Тема: «Вода»
Задание обучающимся. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Ответьте на вопросы после текста.
Вода — одно из самых распространённых веществ на нашей планете. Фалес утверждал – первоначалом всех вещей на земле является вода, из неё образуются все вещи. Воду, полученную из сока, или молока, нельзя отличить от воды, полученной путем перегонки из морской воды. Молекулы воды одинаковы. Из таких молекул не может состоять никакое другое вещество. Молекулы состоят из еще более мелких частиц — атомов. Наименьшая частица воды — это молекула воды. Молекула воды состоит из трех атомов: одного атома кислорода и двух атомов водорода в отличие от молекул кислорода, которые состоят из двух атомов кислорода. Вода может находиться в трех состояниях: в твердом (лед), в жидком (вода), и газообразном (водяной пар). В различных состояниях вода обладает разными свойствами. Молекулы жидкости не расходятся на большие расстояния, и жидкость в обычных условиях сохраняет свой объем, но не сохраняет форму. Молекулы газа, (водяной пар) двигаясь во всех направлениях, почти не притягиваются, друг к другу заполняют весь сосуд. Газы не имеют собственной формы и постоянного объема. В твердых телах (лед) притяжение между молекулами (атомами) еще больше, чем в жидкостях. В обычных условиях твердые тела сохраняют свою форму и объем.
В сутки человек должен потреблять около 3 литров воды. Но это не значит, что нужно обязательно выпить 15 стаканов жидкости. Вода содержится во всех продуктах питания. В хлебе её 40%, в мясе — 75%, в рыбе — 80%, а в овощах – более 90%. Поэтому суточная норма вполне может ограничиваться двумя литрами воды.
Вопросы и задания к тексту:
1. Чем вызвано сохранение твердым телом своей формы?
1) постоянным действием притяжения молекул.
2) постоянным действием отталкивания молекул.
3) непрерывным движением молекул.
4) сильным взаимодействием молекул.
2. Сосчитай, сколько в среднем стаканов воды выпивает человек за год (365 дней). Запиши число в ответе.
3. Вставьте в текст, пропущенные слова:
Молекулы в жидкости в основном ….. около положений равновесия. Поскольку притяжение между …… жидкости не так велико, то они могут ….. менять свое положение. Поэтому жидкости …… свою форму и принимают форму …… Они ……, их …… перелить из одного сосуда в другой. Жидкость …. сжимается, так как при этом молекулы сближаются на расстояние, когда заметно проявляется ….
Словарик: 1) не сохраняют 2) трудно 3) отталкивание 4) сосуд
5) скачки 6) текучи 7) легко 8) молекулы 9) колебаться
Приём «Уголки»
Цель: сформировать умение сосредоточено читать, находить в тексте факты в подтверждение выдвинутых умозаключений; сравнивать и противопоставлять расположенную в тексте информацию разного характера.
Этот прием можно использовать на занятиях физики при составлении характеристики процессов, явлений, приборов.
Схема выполнения приема:
Все учащиеся делятся на две группы. Одна группа готовит доказательства (пользуются текстом и своим жизненным опытом) положительных сторон, рассматриваемого объекта, другая – об отрицательных (подкрепляя свой ответ выдержками из текста). В конце урока делается совместный вывод.
Термодинамические процессы, 10 класс.
Задание группам: 1 группа — найдите народные приметы, которые сулят хорошую погоду, 2 группа — плохую. Свои выводы подтвердите формулировками из параграфа.
Хорошая погода Плохая погода
Давление повышается Дым стелется к земле
Облака идут по ветру Ветер усиливается к вечеру и к ночи
Звезды слабо мерцают, имеют зеленоватый оттенок Куры и воробьи купаются в пыли
Ветер к вечеру стихает В радуге резко выделяется полоса красного цвета.
Вечером обильная роса Ласточки и стрижи летают низко над землей
Солнце садится в тучу, закат имеет красноватый оттенок
Белые кувшинки не раскрывают своих цветков и не всплывают над водой
Приём «Восстанови текст».
Цель: сформировать умение целенаправленно читать текст, сопоставлять заключённую в тексте информацию.
Схема приема: каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все ребята в классе общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.
10 класс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение
Любая современная ракета с жидкостным двигателем представляет собой оболочку, в которую заключён полезный груз, приборный отсек, баки с топливом и окислителем и двигатель.
Импульсом силы называют векторную физическую величину, характеризующую действие силы в течение некоторого промежутка времени. Импульс силы равен произведению силы на промежуток времени, в течение которого сила действует: F ⃗∆t.
В 1903 г. русский учёный К. Э. Циолковский впервые предложил конструкцию космической ракеты с жидкостным реактивным двигателем.
В инерциальных системах отсчёта тела действуют друг на друга с силами, противоположно направленными.
Единицей импульса в СИ является килограмм на метр в секунду: 1 (кг·м)/с
Знак «минус» в формуле третьего закона Ньютона показывает, что силы направлены в противоположные стороны.
Реактивным движением называют движение тела, возникающее при отделении от него с какой-либо скоростью некоторой его части.
Импульсом тела называют векторную физическую величину, равную произведению массы тела на скорость его движения: p ⃗=mυ ⃗.
Третий закон Ньютона формулируется следующим образом: силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению.
Окислитель смешивается с топливом в камере сгорания, здесь смесь воспламеняется и образуется газ – рабочее тело, с высокой температурой и давлением. Этот газ выходит через специальное отверстие — сопло, назначение которого заключается в том, чтобы придать газу ещё бόльшую скорость. Когда реактивная газовая струя с большой скоростью выбрасывается из ракеты, сама ракета устремляется в противоположную сторону.
Импульс силы равен изменению импульса тела: F ⃗∆t =  mυ ⃗ –  mυ ⃗_0; F ⃗∆t =  ∆p ⃗.
Закон сохранения импульса: суммарный импульс тел, составляющих замкнутую систему, в результате взаимодействия тел системы не изменяется.
Согласно третьему закону Ньютона, сила, с которой ракета действует на рабочее тело, равна по значению и противоположна по направлению силе, с которой рабочее тело действует на корпус ракеты. Эта сила, которую называют реактивной силой и разгоняет ракету.
Приём «Сравнение определений».
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, анализировать полученную информацию, сравнивать разные точки зрения и разные источники информации по полученной теме, выражать творческие способности.
Схема выполнения приема:
Школьникам предлагается сравнить термины и подумать, какое из них, по их мнению, наиболее полное. Доказывать свое мнение и составить наиболее точное.
Теплопроводность, 8 класс.
1) «Перенос энергии от более нагретых участков тела к менее нагретым в результате теплового движения и взаимодействия частиц называется теплопроводностью» (Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика- 8, — М.: Просвещение, 2004)
2)«Теплопроводность — это вид теплообмена (теплопередачи), при котором происходит непосредственная передача энергии от частиц более нагретой части тела к частицам его менее нагретой части. При теплопроводности само вещество не перемещается вдоль тела, переносится лишь энергия» (Громов С.В., Родина Н.А. Физика-8.- М.: Просвещение, 2001)
3) «Явление передачи внутренней энергии от одного тела к другому или от одной его части к другой называется теплопроводностью» (Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика-8. М.:Дрофа, 2010).
Анализ терминов
№ определения «_» «+»
1 Не указан вид энергии Полно описан механизм передачи
энергии
2 Не указан вид энергии Указано, что теплопроводность – вид
теплопередачи, вещество не перемещается
3 Не указано направление
теплообмена Указано, что энергия внутренняя
передается от одного тела к другому, а не
только внутри тела
Примерный полный вариант определения: теплопроводность — это вид теплообмена (теплопередачи), при котором происходит непосредственная передача внутренней энергии в результате теплового движения и взаимодействия частиц от более нагретой части тела к менее нагретой или от одного тела к другому, менее нагретому. При теплопроводности само вещество не перемещается — переносится лишь энергия.
По мнению учёных, читательская грамотность может стать основой развития ценностно-смысловых личностных качеств учащихся, надежным обеспечением успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни, поскольку в  новых социокультурных и экономических условиях чтение понимается как базовая интеллектуальная технология, как важнейший ресурс развития личности, как источник приобретения знаний, преодоления ограниченности индивидуального социального опыта.
Формирование математической грамотности у обучающихся 7 классов
В настоящее время наблюдается повышение требований, предъявляемых к уровню образованности человека. Подрастающее поколение должно быть адаптированным к современной жизни, поэтому уделяется особое внимание к формированию функциональной грамотности у учащихся.
Функциональная грамотность — способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность.
«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
Под математической грамотностью понимается способность обучающихся:
— распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
— формулировать эти проблемы на языке математики;
— решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
— анализировать использованные методы решения;
— интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
— формулировать и записывать результаты решения.
В рамках работы над математической грамотностью нами была разработана программа учебного курса «Математика вокруг нас» для обучающихся седьмых классов.
Программа учебного курса «Математика вокруг нас»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
— Примерная программа основного общего образования по математике.
— Положение о рабочей программе учителя.
Учебный курс «Математика вокруг нас» направлен на формирование умений обучающихся формулировать, применять и интерпретировать математические знания для решения проблем в  реальной жизни.
    Место учебного курса в учебном плане. Учебный курс в 7 классе основной школы во внеурочное время и рассчитан на 18 часов. Занятия проводятся в 1 полугодие еженедельно.
Формы контроля. Промежуточная аттестация предусмотрена в виде зачета. Также для текущего контроля используются следующие виды –  фронтальный опрос, опрос по цепочке, взаимоопрос.
Программа курса направлена на формирование математической грамотности. В содержание программы заложены две линии: пространство и форма – задания, относящиеся к пространственным и плоским геометрическим формам и отношениям, т.е. к геометрическому материалу; количество – задания, связанные с числами и отношениями между ними (в программах по математике этот материал чаще всего относится к курсу арифметики).
В процессе прохождения программы курса обучающиеся будут формулировать ситуацию на языке математики; применять математические понятия, факты, процедуры; интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты.
Формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии и биологии
По результатам исследования PISA в 2015 году был создан проект систематического мониторинга формирования ЕНГ, как одного из важнейших видов функциональной грамотности. Первый этап проекта начался в 2018 году и посвящен разработке и апробации заданий по оцениванию ЕНГ для 5 и 7 классов. Разработанные в ходе проекта задания должны стать основой для создания банка учебных заданий практикоориентированного характера, которые будут использоваться не только в качестве инструмента оценки, но и в качестве формирующих заданий. В исследованиях PISA «грамотность» подразумевает набор определенных компетентностей. Компетентность – способность применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
Естественнонаучная грамотность – это способность: использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы. Инструментарий PISA: не типичные учебные задачи, характерные для российской школы, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знания основных учебных предметов, но и сформированности общеучебных и интеллектуальных умений. Задания имеют межпредметную основу. Проблемы выявленные у российских обучающихся по результатам исследования PISA: осуществлять поиск информации по ключевым словам; анализировать процессы проведения исследований; составлять прогнозы на основе имеющихся данных; выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований; интерпретировать графическую информацию; проводить оценочные расчеты и прикидки. Методический инструментарий, формирующий ЕНГ должен содержать компетентностные задания, экспериментальные работы исследовательского типа, анализ первичных научных данных и др.
Задания, формирующие ЕНГ, должны содержать: как текстовую информацию, так и информацию в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем; материал из разных предметных областей; мотивацию обучающихся на определение способа действий, постановки и решения проблемы; требования по привлечению дополнительной информации или наоборот «лишние данные»; должны быть комплексными и структурированными.
Я работаю с обучающимися 5-11 классов. Считаю, что в каждой параллели нужно использовать задания, способствующие формированию ЕНГ, так как формирование этого вида функциональной грамотности согласуются с требованиями к образовательным результатам ФГОС. В своей работе я применяю задания, которые я создаю самостоятельно, а также задания из УМК.ЕНГ включает три основных компетенции, которые можно формировать или оценивать с помощью специальных учебных заданий. Таким образом, педагогу нужно постоянно следить за тем, чтобы в учебном процессе такие задания были и при необходимости корректировать задания УМК.
Эффективные приёмы формирования читательской грамотности
В последние годы читательская грамотность граждан нашей страны стала объектом пристального внимания. Это связано с тем, что в России идет процесс падения уровня читательской культуры, как у взрослых, так и у детей.
На мой взгляд, одной из особенностей стандарта нового поколения является развитие таких личностных качеств как способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации. В настоящее время все более актуальным становится использование приемов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А для этого необходимо создать такую образовательную среду, которая будет способствовать активным формам познания окружающего мира. Обучающийся должен научиться, не только добывать необходимую информация, но и понимать, анализировать, структурировать и представлять ее.
Умение работать с текстом, выделять главную информацию и оценивать её является одной из ключевых составных успешного обучения. Поэтому я считаю, что очень важно формировать читательскую грамотность не только на уроках русского языка и литературы ,  но и на всех учебных занятиях.
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Цель использования приемов для формировнаия читательской грамотности: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Задачи: научить осознанно, правильно, выразительно читать; извлекать из текстов интересную и полезную информацию; самостоятельно выбирать книги для чтения; работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; развивать потребность в чтении.
  Я хочу рассказать вам о  приемах, которые я использую в своей педагогической деятельности для формирования читательской грамотности:
1. «Кластер»
Описание приёма:
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма — представление информации в графическом оформлении.
В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиями «второго уровня». Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».
Цель приёма: Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).
Как применяется на уроке: кластер — универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.
Рассмотрим пример применения данного приёма на стадии «Вызов». На стадии «Вызов» можно предложить обучающимся методом мозгового штурма в командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, обучающиеся сами формируют цели урока.
Очень важным моментом является презентация «новых» кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между элементами кластера. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки. Заданием может стать и укрупнение одного или нескольких элементов, выделение новых.
В зависимости от цели урока учитель может организовать индивидуальную самостоятельную работу обучающихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
2. Приём «Тонкий и Толстый вопрос». Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы обучающимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.
3. Приём «Лингвистическая сказка». Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и  при решении задач такого класса или типа. Можно  пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.
4. Реставрация текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «Письмо с дырками». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
5. «Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна; 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль; 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы; 4 строка – фраза, несущая определенный смысл; 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Синквейн по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Тучи»:
1. Тучи
2. Блуждающие, бездомные (холодные, свободные)
3. Странствуют, мчатся, плывут
4. Блуждающие  тучи, странствующие по свету
5. Печаль
Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:  учить видеть, слышать и чувствовать текст; пополнять речевую память учащегося; обогащать словарный запас; продуктивно усваивать учебный материал; прививать эстетический вкус.
Могу сказать, что постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете научит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами, формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.

21 января 2020


Прикреплённые файлы:

662340 Красноярский край, Балахтинский район, п.Балахта, ул.Сурикова 14| email: bsch1@yandex.ru| Телефон: 8(39148)21-5-92

Copyright © 2016. All Rights Reserved.